Каталог статей

Главная » Статьи » Другое

[№28] Воспоминания об Учителе
...Не выразить словами то,
что невозможно осознать,
А это можно лишь принять,
то, гениальное, по сути,
что Он оставил нам — себя...
Да, Он в идеях и задачах,
в изящных методах и… в нас...

В жизни каждого человека есть Учитель, которому хочется соответствовать, достойным учеником которого хотелось бы быть.
Александр Борисович... знакомство с ним – подарок судьбы; и теперь, спустя два года после потери, понимаешь и ощущаешь это еще более ясно.
Тогда, в 1997 году, при первой встрече с А. Б. Василевским, меня поразила простота предлагаемых идей; эта простота, являющаяся отражением гениальности решения сложных методических задач, и сейчас восхищает.
Человек, методические концепции и идеи которого опередили свое время; ученый, предлагающий нестандартные решения задач – это лишь отдельные характеристики, отражающие многогранность таланта профессора А. Б. Василевского.
Непосредственное, живое участие в обсуждении проблем любого уровня и характера определяли жизненную позицию ученого.
Любая встреча с моим Учителем превращалась в долговременное обсуждение актуальных проблем. И задачи... он решал их огромное число, предлагал авторские задания, радовался успехам учеников.
Математическая задача — она всегда была в центре разговора. Даже если первоначальная канва беседы была отдаленно связана с математикой и ее преподаванием, то Александр Борисович, неуловимо переводил разговор на задачи. «Задача – это и цель и средство обучения», – из его уст этот известный тезис звучал особенно убедительно; исключительную значимость приобретали вопросы построения систем упражнений для школьников и студентов.
Одна из идей А. Б. Василевского – возможность формирования у школьников понятия предела функции на интуитивном (донаучном) уровне средствами заданий специального типа – реализована мной в кандидатской диссертации «Формирование понятия предела функций у учащихся в курсе математики базовой школы» (2004 г., БГПУ им. М. Танка).
Творческий талант Александра Борисовича проявлялся в генерировании идей, он предлагал их десятками всем, кто мог понять и развить их. Благодарных слушателей Учитель находил среди студентов, магистрантов, аспирантов, коллег.
Спорность и неоднозначность тематики проводимых исследований только подчеркивают их новизну и актуальность, считал А. Б. Василевский.
Функциональный подход, динамизация геометрических объектов, параметризация, развертки как средство реализации идеи фузианизма, динамические многогранники, функциональное видение математических объектов, математика для гуманитариев, метод параллельных проекций – сейчас эти понятия хоть и являются спорными, но в тоже время употребляются достаточно широко. Тяжело поверить, но еще несколько десятилетий назад, большинство вопросов, охваченные указанным кругом понятий, не обсуждались вообще.
Ученый живет до тех пор, пока живут его идеи... Выделенные направления, определенные моим Учителем, разрабатываются и сегодня.
Педагогический талант профессора проявлялся в умении выделять исследователей, способных оценить и развить его идеи. Вера в идеи и уверенность в силах своих учеников – обескураживали. «Я знаю, ты понимаешь», – говорил мне Александр Борисович. И это заставляло мобилизировать всю себя, чтобы соответствовать столь высоко заявленной планке.
Поддержка в любых начинаниях, внимательность даже к самым незначительным проблемам учеников – это было так естественно для Александра Борисовича. Он никогда не торопил, но терпеливо ждал, когда случайно, вскользь брошенная идея даст свои ростки. «Не всем же дано понять балет», – говорил А. Б. Василевский, если не удавалось убедить оппонента, но не сдавался.
И еще... глубокомудрие и простота, глубина и тонкость, пунктуальность и доскональность, доброта и порядочность... это все Он.

(К 75-и летию со дня рождения А. Б. Василевского)
Кандидат педагогических наук, доцент И. В. РЕШЕТКИНА

Категория: Другое | Добавил: Moderator001 (14 Ноя 2008) | Автор: К.пед.н., доцент И. В. РЕШЕТКИНА
Просмотров: 858 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]